Урок 1. Каллы.
Для начала мы с вами выполним несложное задание – нарисуем 2
цветка. Фотографию для нашего урока я взяла с указанного на ней сайта, поэтому
прошу при копировании сохранять ссылку на этот сайт. Почему я выбрала для
первого урока именно этот рисунок – вы поймете позже.
Для урока мне понадобились:
- специальная тонированная бумага для рисования пастелью
(она такая шершавая). У меня не нашлось черной бумаги, поэтому я делала свою
работу на бумаге кремового цвета. Вы по желанию можете взять бумагу как
кремового, так и черного, или любого другого цвета – как подскажет вам ваш вкус
J;
- набор пастели;
- угольный и белый пастельный карандаши;
- клячка (специальный очень мягкий ластик – подходит как для
пастели, угольных карандашей, сангины и других сыпучих материалов для
рисования, так и для обычных простых карандашей);
- планшет или другая твердая поверхность, к которой можно
прикрепить лист.
Все эти материалы можно купить в любом художественном
магазине. Если не нашли пастельную бумагу – можно использовать обычную белую
акварельную (тоже шершавая).
Если нет возможности купить пастель – подойдут обычные
цветные карандаши, ластик (обязательно мягкий!!!) и белая гладкая бумага для
рисования (лучше именно бумага для рисования или альбом для рисования – там
листы плотнее). Но надо помнить, что цветными карандашами работать сложнее –
они хуже стираются.
Этап 1.
Итак, перед нами лист бумаги на планшете. Первое, что мы
делаем – эскиз. Я сделала его сразу на хорошей бумаге угольным карандашом, но
вы можете сделать сначала эскиз обычным карандашом на черновике, а потом уже,
когда ваш рисунок вас полностью устроит, - перевести его на лист.
Когда будете делать эскиз на хорошем листе – постарайтесь
касаться бумаги легкими движениями, не нажимая, иначе, когда мы перейдем к
следующим этапам, - у вас может получиться грязь. Помните, что это должен быть
легкий, еле-видный набросок:
Этап 2.
На этом этапе я прокладываю белым карандашом светлые участки
на цветах. Многие художники советуют делать наоборот: сначала тонируют
изображение (этап 4), потом прокладывают свет и тень (этапы 2 и 3). Я
предпочитаю сначала выделить светлые и темные плоскости, а потом уже задавать
общий тон. Для данной работы это не принципиально, можно и так, и так, но если
работа сложная, с большим количеством составных элементов, - при общей
тонировке можно «потерять» отдельные элементы эскиза и потом запутаться.
Здесь надо запомнить Правило №1 для всех этапов – каждый тон накладывается одновременно на
всех участках работы, где он нужен. Т.е. если мы взяли в руки белый
карандаш и хотим проложить самые светлые участки, – мы прокладываем ВСЕ самые светлые
участки на рисунке именно ЭТИМ белым карандашом.
Правило №2: все
штрихи мы кладем по направлению плоскостей, это создает дополнительный
визуальный объем.
Самое светлое у нас будет ближе к краям.
Этап 3.
Следуя тем же Правилам № 1 и 2 теперь прокладываем
угольным карандашом самые темные участки цветов. Самое темное будет в «воронке»
ближнего к нам цветка и на тыльной стороне дальнего цветка.
Этап 4.
На этом этапе мы закрываем все плоскости одним общим тоном.
Т.к. наши цветы белые – я выбрала для этих целей белый карандаш. Я кладу тон
штрихами, не закрашивая цветок полностью, тогда сквозь него будет просвечивать
цвет фона, и он будет отличаться по тону от самых светлых участков цветка. Теперь
наши цветы начинают приобретать объем:
Этап 5
Начнем вводить дополнительные цвета.
Кроме белого цвета цветы имеют и зеленый оттенок (особенно
на стеблях), поэтому начнем с него.
Для получения нужных оттенков пастель, как и краски,
смешивается, только не на палитре, а прямо на рисунке, с помощью накладывания
одного цвета на другой. Чтобы заранее знать, какой цвет получится при
смешивании разных цветов, - я советую сделать палитру: взять маленький кусочек
бумаги (лучше такого же цвета и фактуры, как наш лист, но, если такого обрезка
нет, - подойдет и обычный лист белой бумаги).
На этой палитре мы пробуем смешать цвета и выбираем, какие
из них мы будем использовать в своем рисунке.
Попробовав на палитре разные оттенки зеленого и их смеси с
желтым, выбрала вот такой зеленый, и, не забывая Правило №1, накладываю его на
всех участках рисунка, где он присутствует:
Этап 6.
Теперь мы добавим нашим цветам объем с помощью разных цветов
и оттенков.
Посмотрите на картинку внимательно, на ней очень хорошо
видно, что освещенные плоскости
холоднее, чем те, что в тени.
Самое время назвать Правило № 3: плоскости на свету холоднее, чем в тени и Правило №4: переход
от света к тени всегда холодный.
Кажется, что эти цветы белые, но, если приглядеться, - вы
увидите различные оттенки синего, зеленого, желтого. Посмотрите, как хорошо они
видны на фотографии!. Наша задача просто разложить эти оттенки на наших цветах
в соответствии с Правилами №3 и №4.
И не забываем про Правила № 1 и 2 – каждым цветом
работаем одновременно над всем рисунком в направлении плоскости!!!
Этап 7.
Наши каллы уже приобрели объем и цвет, и стали похожи на те,
что на фотографии.
Теперь мы дорабатываем мелкие детали, добавляем нужных
оттенков. Свет делаем еще холоднее, тень – теплее.
Этап 8.
Если бы мой лист был черным – работа закончилась бы на этапе
7. Но т.к. у меня лист светлый, – фон получается блеклым, не выразительным. Я
закрашиваю фон вокруг цветов пастелью более яркого оттенка:
…И растираю фон вокруг цветов пальцем (можно шпонжиком,
можно кусочком бумаги, но я лично предпочитаю пальцем).
Ставлю подпись (самый приятный момент для художника L)
И, вуа-ля, готовая работа:
Свои работы по этому уроку вы можете
отсылать на мой почтовый ящик (В письме с работой ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте свой
ник с сайта, иначе работа опубликована НЕ будет). Я их буду анализировать, и
разбирать ошибки на этой странице в комментариях. Надеюсь, что смогу прокомментировать
каждую работу по отдельности, но, если работ будет много, и ошибки в них будут
одинаковые, - к таким работам я напишу общий комментарий.
Там же, в комментариях, будут выложены ЛУЧШИЕ работы, с указанием ника автора.
Время поступления работ не ограничено, поэтому лучшие работы
периодически будут меняться и обновляться.
Также я буду выкладывать работы с типичными ошибками, чтобы
на них эти ошибки разобрать. Эти работы будут выкладываться АНОНИМНО.
|